ss x
x

Закон о госрегулировании торговой деятельности

Регулирование торговой деятельности в РФ осуществляется на основании Федерального закона №381, принятого 28 декабря 2009 года. 30 декабря 2020 года в этот правовой акт были внесены изменения и дополнения. В нормативной документации прописаны цели, основные понятия и методы госрегулирования. Также предусмотрены статьи, регламентирующие Полномочия правительства, федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления. Отдельная статья посвящена участию государства в торговой деятельности НКО.

Ниже вы можете ознакомиться с полной редакцией общих положений Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с последними актуальными изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.12.2020 г.)

Цели и сфера применения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее — торговая деятельность).

Целями настоящего Федерального закона являются:

  • обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  • разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует правовые отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Положения настоящего Федерального закона о регулировании торговой деятельности в РФ не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • внешнеторговой деятельности;
  • деятельности по проведению организованных торгов; (п. 2 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 г. № 327-ФЗ)
  • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Положения статьи 13 законодательства, регулирующего торговую деятельность (за исключением подпункта «д» пункта 4 и пункта 6 части 1), и статьи 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. (Часть 4.1 введена Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 264-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 г. № 446-ФЗ)

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Установленные главой 3 настоящего Федерального закона антимонопольные правила торговой деятельности, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон «О защите конкуренции»). (Часть 6 введена Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 273-ФЗ)

Основные понятия

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  1. торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
  2. оптовая торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
  3. розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  4. торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
  5. стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 г. № 318-ФЗ)
  6. нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 г. № 318-ФЗ)
  7. площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
  8. торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации; (п. 8 в ред. Федерального закона от 3.07.2016 г. № 273-ФЗ)
  9. продовольственные товары — продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки;
  10. услуги по продвижению товаров — услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров. (п. 10 введен Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 273-ФЗ)
  11. товары, маркированные средствами идентификации, — товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и достоверные сведения о маркировке которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации; (п. 11 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  12. товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, — товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации;
  13. средство идентификации — код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, или записанный на радиочастотную метку, или представленный с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации; (п. 13 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  14. код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки; (п. 14 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  15. код идентификации — последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара; (п. 15 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  16. код проверки — последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки; (п. 16 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  17. технические средства проверки кода проверки — программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты кодов маркировки, обеспечивающие возможность выявления корректировки или фальсификации кода идентификации в результате его проверки с использованием кода проверки и ключевого документа, предназначенного для проверки кода идентификации; (п. 17 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  18. технические средства формирования кода проверки — программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства защиты информации, которые обеспечивают формирование кода проверки в результате криптографического преобразования кода идентификации и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности выдан документ об их соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для формирования кодов проверки»; (п. 18 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  19. участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров. (п. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  20. импортер товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, — юридическое лицо, аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в Российскую Федерацию, за исключением случаев транзитного перемещения таких товаров через территорию Российской Федерации.

Правовое регулирование

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности.

  1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  2. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
  3. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Методы госрегулирования

Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  • установления требований к ее организации и осуществлению;
  • антимонопольного регулирования в этой области;
  • информационного обеспечения в этой области;
  • государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Полномочия Правительства и федеральных органов

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности.

Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

  1. обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
  2. утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  3. утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год 34 и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;
  4. утверждение перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая порядок реализации указанных товаров, произведенных до ввода обязательной маркировки средствами идентификации и не маркированных средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении указанных товаров. Сроки вступления в силу положений, устанавливающих обязательные требования по маркировке отдельных товаров средствами идентификации, определяются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». При этом Правительство Российской Федерации вправе определять специальные сроки поэтапного применения обязательных требований по маркировке товаров средствами идентификации по различным видам товаров в рамках одной товарной группы и (или) группам хозяйствующих субъектов;
  5. утверждение характеристик средств идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки, правил формирования, нанесения и учета средств идентификации, в отношении отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; (п. 3.2 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  6. утверждение требований к техническим средствам информационного обмена, используемым участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией об этих товарах, в том числе к техническим средствам проверки кода проверки; (п. 3.3 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  7. утверждение порядка изъятия из оборота и уничтожения изъятых из оборота немаркированных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; (п. 3.4 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  8. утверждение размера платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, необходимых для формирования средств идентификации, и обеспечения мониторинга движения товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также порядка ее взимания; (п. 3.5 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 488-ФЗ)
  9. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

  1. утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
  2. утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее — торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
  3. участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);
  4. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Полномочия региональных властей

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

  1. реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
  2. в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;
  3. установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
  4. проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  5. разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  6. иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации. (В ред. Федерального закона от 31.12.2014 г. № 493-ФЗ)

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (Часть 3 введена Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 485-ФЗ)

Участие в деятельности НКО

Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров.

  1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.
  2. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, может осуществляться в следующих формах:
  • участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
  • предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности;
  • иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации формы такого участия.
Об авторе
glavrinok
Рубрика: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии