ss x
x

Меры по развитию торговой деятельности

Для развития торговой деятельности российское правительство предпринимает активные меры: регулярно проводятся мероприятия, способствующие совершенствованию торговли, принимаются региональные и федеральные программы, обеспечивается информационное обеспечение, поддерживается система мониторинга. Все эти положения прописаны в статьях №№ 17-20 Федерального закона № 381, принятого 28 декабря 2009 года и дополненного 30 декабря 2020 года.

Мероприятия для развития торговли

Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:

  1. стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
  2. поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
  3. стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

  1. предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
  2. разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  3. принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  4. проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Региональные и муниципальные программы

Статья 18. Государственные региональные и муниципальные программы развития торговли

Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли (далее в настоящей статье — программы развития торговли), учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Программы развития торговли в областях РФ разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

В программах развития торговли определяются:

  1. цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  2. мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
  3. объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
  4. основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
  5. порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  1. достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  2. повышение доступности товаров для населения;
  3. формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
  4. создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров.

(П. 4 введен Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 273-ФЗ)

Обеспечение населения торговыми объектами

Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов

Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов — основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.

(В ред. Федерального закона от 3.07.2016 г. № 273-ФЗ)

Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

Информационное обеспечение в области торговли

Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности

В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности.

Создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обязательному размещению и не реже чем один раз в квартал обновлению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит:

  1. информация о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности;
  2. информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
  3. информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;
  4. иная определенная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют торговые реестры в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Не допускается устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, обусловливать получение на возмездной основе документов, подтверждающих внесение сведений в торговые реестры, предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации 56 об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности. Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.

Ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение соответствующего торгового реестра, представляет обобщенные сведения, содержащиеся в таком торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Инфосистема мониторинга за оборотом товаров

Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее — информационная система мониторинга), — государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы мониторинга, порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, и ее отнесения к общедоступной информации, порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Оператор информационной системы мониторинга определяется Правительством Российской Федерации.

Оператор информационной системы мониторинга централизованно обеспечивает формирование (генерацию) кода проверки с использованием технических средств формирования кода проверки.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.

Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, в обязательном порядке должна включать в себя:

  1. сведения о зарегистрированных в информационной системе мониторинга участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  2. сведения о зарегистрированных в информационной системе мониторинга товарах, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  3. сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары (на упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средства идентификации), подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации;
  4. сведения о технических средствах информационного обмена, используемых участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для обмена информацией с информационной системой мониторинга;
  5. сведения о нарушениях требований об обязательной маркировке товаров средствами идентификации, выявленных потребителями этих товаров;
  6. иные сведения, установленные Правительством Российской Федерации.

Обладателем информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, является Российская Федерация. Правомочия обладателя информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в пределах своих полномочий. Оператор информационной системы мониторинга осуществляет действия с информацией, 58 содержащейся в информационной системе мониторинга, или разрешает осуществление таких действий в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, является информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами, а также информации, отнесенной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом к общедоступной информации.

Доступ к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, обеспечивается оператором информационной системы мониторинга в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой законом тайны и с учетом положений настоящего Федерального закона.

Правом на доступ к информации, включая информацию ограниченного доступа, содержащейся в информационной системе мониторинга, с возможностью ее обработки обладает оператор информационной системы мониторинга. Пользователи информационной системы мониторинга обладают правом доступа к информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, без возможности ее обработки с учетом ограничений доступа к информации, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Оператор информационной системы мониторинга может осуществлять обработку информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, полученной от участника оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в интересах и по поручению такого участника оборота товаров без обезличивания такой информации.

Оператор информационной системы мониторинга может осуществлять обработку информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания такой информации в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, требованиями к обезличиванию такой информации и методами обезличивания такой информации.

Общедоступная информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга, размещается оператором информационной системы мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Организация информационного взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами обеспечивается в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

В информационной системе мониторинга обеспечиваются формирование и обработка информации в форме электронных документов, обмен информацией в форме электронных документов между оператором информационной системы мониторинга, федеральными органами исполнительной власти, участниками оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, иными юридическими лицами, физическими лицами.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Производители товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, получают содержащуюся в информационной системе мониторинга информацию о товарах, произведенных ими и находящихся в гражданском обороте в Российской Федерации, безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  1. Импортеры товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, получают содержащуюся в информационной системе мониторинга информацию о товарах, ввезенных ими в Российскую Федерацию и находящихся в гражданском обороте в Российской Федерации, безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. Лицо, которому принадлежит исключительное право или предоставлено право использования товарного знака, которым индивидуализированы товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, его уполномоченный представитель, зарегистрированные в информационной системе мониторинга, уведомляются о регистрации в информационной системе мониторинга и вводе в оборот товаров, индивидуализированных принадлежащим им товарным знаком, безвозмездно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такое уведомление включает в себя в том числе информацию о лице, которое осуществляет регистрацию в информационной системе мониторинга или ввод в оборот соответствующего товара, код идентификации такого товара, его наименование и количество. Лицо, которому принадлежит исключительное право или предоставлено право использования товарного знака, которым индивидуализированы товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, его уполномоченный представитель, не зарегистрированные в информационной системе мониторинга, вправе получить аналогичную информацию о регистрации в информационной системе мониторинга и вводе в оборот товаров, индивидуализированных принадлежащим им товарным знаком, безвозмездно по запросу, направленному оператору информационной системы мониторинга, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размещение сведений, составляющих государственную тайну, в информационной системе мониторинга не допускается.

Ответственность за нарушение и заключительные положения

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Заключительные положения

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 года.
  2. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
  3. Положения статьи 14 настоящего Федерального закона не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
  4. В отношении муниципальных районов и городских округов ограничение, предусмотренное статьей 14 настоящего Федерального закона, применяется с 1 июля 2010 года.
  5. До 1 января 2017 года указанное в части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочие органов местного самоуправления на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законом Республики Крым.

(Часть 5 введена Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 493-ФЗ)

Об авторе
glavrinok
Рубрика: 
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии